Решаем вместе
Недовольны работой больницы?

ЭТИМ ДЕТЯМ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ОСОБО ВАЖНА

Ежегодно на Земном шаре заболевают раком около 200 тысяч детей, половина из них умирает. При раннем выявлении, своевременной помощи, создании мотивации на выздоровление 90% этих детей может жить полноценной жизнью. 
Кабинет психолога Краевого Детского онкогематологического центра (КДОГЦ) Анастасии Николаевны Малышко – маленькая уютная комната. Пианино, игрушки, принадлежности для рисования. Обстановка и улыбка Насти, как зовут ее маленькие пациенты, – все располагает к общению не только детей, но и взрослого человека. На столе цветные камешки, к которым рука сама тянется. Это одна из форм налаживания контакта с детьми. Оказывается, раскладываются они по цвету или в различные узоры – может многое сказать о внутреннем мире человека.
Мы начинаем разговор и передо мной раскрывается добрый отзывчивый человек, несмотря на относительно юный возраст, в полной мере понимающий серьезность проблемы и желающий помочь каждому нуждающемуся в психологической поддержке.
– В наш Центр ежедневно поступают дети на консультирование, обследование, лечение, – говорит Анастасия Николаевна. На данное время на учете у детских онкологов состоит 255 детей и все они на этапах лечения нуждались в психологической помощи. Многие из бывших пациентов,  переведенные на учет к «взрослым» специалистам, продолжают приходить к нам за советом.
Однако работа психолога начинается на первичном этапе, когда ребенок поступает в стационар. Он дезориентирован, тяжело воспринимает необходимость  оторванности от дома, от друзей на длительный срок. Родители не могут смириться с постигшей их бедой. Эмоциональный настрой родителей передается и ребенку, от чего ему становится многократно хуже. И здесь помощь психолога необходима для принятия того, что случилось, что нужно бороться с недугом, а не искать виновных. Ребенка необходимо замотивировать на то, что он обязательно вернется к прежнему образу жизни.
Но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в отделении ведутся ежедневные беседы с родителями и детьми. Каждую маму нужно внимательно выслушать и помочь ей под другим углом посмотреть на проблему. В работе с детьми психологическое сопровождение всегда идет рядом с медикаментозным. Ежедневно проводятся консультации в палатах детей, находящихся на строгом постельном режиме.
Как в индивидуальной, так и в групповой форме, используются лепка и сказко-терапия, музыкотерапия и рисование, различные творческие задания. Все это не просто диагностические психологические методики – они отвлекают детей от болезненных процедур.


Арт-терапия снимает у любого ребенка разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги. Большинство наших болезней имеет психологическую природу, когда эмоции создают в теле «блоки» и «зажимы». Многие обиды остаются невысказанными, похороненными внутри. Выплескиваясь и вырисовываясь на бумаге, эмоции и блоки уходят, позволяя телу расслабиться. Постепенно уходят и болезни.
Через цвет, которым ребенок рисует, можно понять и настроение ребенка, и проследить агрессию, тревогу, чтобы начать коррекционную работу. Рисованием, особенно подростки, выражают свой крик души. Их замкнутость раскрывается в рисунке целыми сюжетами. Так, одна девочка недавно нарисовала красивый кувшин, но … с пробоиной.
Очень важно, что во время рисования дети находятся на подъеме творческих и душевных эмоций, поэтому проблемы начинают решаться сами. Мы используем технику «Изображение болезни на листе», где после нарисованного дети на бессознательном уровне избавляются от нее, разрывая рисунок на мелкие кусочки.
Далее в своей работе психологи применяют методы релаксации, которые завершаются опять же рисунком в сопровождении специально подобранной музыки.
Один из методов психологической разгрузки, помогающий разорвать вакуум, в котором находятся дети на госпитальном этапе, – это приход в отделение театра кукол, музыкального работника, клоунов. К нам приходят из ВГУЭС, ДВФУ, Академии искусств, Школы искусств, из театра кукол, праздничных агентств. Успехом пользуются шоу профессора Николя. И замечательно, что есть такие неравнодушные люди. Очень здорово, когда такие встречи проходят не разово – они нужны нашей детворе, как воздух! Дети верят, что они нужны, их не забывают и хотят им помочь.
У нас был один пятилетний мальчик, поступивший из детского дома (здесь психолог не смогла совладать с эмоциями и на глаза навернулись слезы)… Сейчас его уже нет … Когда он увидел подарки, попросил показать человека, который их принес, чтобы просто сказать «спасибо!».
Дети здесь очень мудрые. Любимая форма психологического воздействия у них – игровая терапия (метод обучения через практические действия). Фактически им предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли в данном сюжете. Наша детвора очень любит играть в больницу. И, несмотря на свой недуг, частые болезненные манипуляции, которые им приходится испытывать, в процессе же игры они стараются не причинять «боли» своим «пациентам». Девчушки 4-5 лет делают мне в палате всевозможные «процедуры». В итоге из палаты выхожу вся в бинтах и пластыре. Дети хотят показать, что они меня вылечили, и очень рады этому. Им важно проигрывать такие моменты, чтобы привыкнуть и понять необходимость всего того, что с ними происходит во время выполнения назначений врача. При этом они стараются убедить себя, что все происходящее с ними – не больно.
В работе с детьми психологи широко используют составление сказки. Перспективность использования этого метода обусловлена следующим: художественный прием метафоры, на основе которого создаются сказки, наиболее доступен для восприятия ребенка. В то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так как затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее целостную структуру.
Особенно эффективно сочетание сказки с элементами арт-терапии, когда устанавливаются гармоничные связи с окружающим миром и с самим собой через искусство. Это укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арт-терапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка. И поэтому роль психологов в данном отделении особенно важна! Мы помогаем родителям объединяться, переживая и преодолевая совместными усилиями нелегкую проблему в их жизни, – болезнь ребенка. Помогаем детям каждый день проживать жизнь в ярких красках, абстрагироваться от болезни, жить по принципу "ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС", подумать о светлом будущем…
Выйдя из стен детского онкогематологического центра, я еще долго находилась под впечатлением беседы с психологом А.Н. Малышко и общения с больными детьми, которые, благодаря усилиям всех специалистов Центра, всех неравнодушных к ним людей, живут верой в завтрашний день, в свое выздоровление. И в голове одна только мысль: Дай вам Бог!

Татьяна Минеева,
врач Краевого центра медицинской профилактики.

т.241-39-57