ЭТИМ ДЕТЯМ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ОСОБО ВАЖНА
Ежегодно на Земном шаре заболевают раком около 200 тысяч детей, половина из них умирает. При раннем выявлении, своевременной помощи, создании мотивации на выздоровление 90% этих детей может жить полноценной жизнью.
Кабинет психолога Краевого Детского онкогематологического центра (КДОГЦ) Анастасии Николаевны Малышко – маленькая уютная комната. Пианино, игрушки, принадлежности для рисования. Обстановка и улыбка Насти, как зовут ее маленькие пациенты, – все располагает к общению не только детей, но и взрослого человека. На столе цветные камешки, к которым рука сама тянется. Это одна из форм налаживания контакта с детьми. Оказывается, раскладываются они по цвету или в различные узоры – может многое сказать о внутреннем мире человека.
Мы начинаем разговор и передо мной раскрывается добрый отзывчивый человек, несмотря на относительно юный возраст, в полной мере понимающий серьезность проблемы и желающий помочь каждому нуждающемуся в психологической поддержке.
– В наш Центр ежедневно поступают дети на консультирование, обследование, лечение, – говорит Анастасия Николаевна. На данное время на учете у детских онкологов состоит 255 детей и все они на этапах лечения нуждались в психологической помощи. Многие из бывших пациентов, переведенные на учет к «взрослым» специалистам, продолжают приходить к нам за советом.
Однако работа психолога начинается на первичном этапе, когда ребенок поступает в стационар. Он дезориентирован, тяжело воспринимает необходимость оторванности от дома, от друзей на длительный срок. Родители не могут смириться с постигшей их бедой. Эмоциональный настрой родителей передается и ребенку, от чего ему становится многократно хуже. И здесь помощь психолога необходима для принятия того, что случилось, что нужно бороться с недугом, а не искать виновных. Ребенка необходимо замотивировать на то, что он обязательно вернется к прежнему образу жизни.
Но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в отделении ведутся ежедневные беседы с родителями и детьми. Каждую маму нужно внимательно выслушать и помочь ей под другим углом посмотреть на проблему. В работе с детьми психологическое сопровождение всегда идет рядом с медикаментозным. Ежедневно проводятся консультации в палатах детей, находящихся на строгом постельном режиме.
Как в индивидуальной, так и в групповой форме, используются лепка и сказко-терапия, музыкотерапия и рисование, различные творческие задания. Все это не просто диагностические психологические методики – они отвлекают детей от болезненных процедур.
Арт-терапия снимает у любого ребенка разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги. Большинство наших болезней имеет психологическую природу, когда эмоции создают в теле «блоки» и «зажимы». Многие обиды остаются невысказанными, похороненными внутри. Выплескиваясь и вырисовываясь на бумаге, эмоции и блоки уходят, позволяя телу расслабиться. Постепенно уходят и болезни.
Через цвет, которым ребенок рисует, можно понять и настроение ребенка, и проследить агрессию, тревогу, чтобы начать коррекционную работу. Рисованием, особенно подростки, выражают свой крик души. Их замкнутость раскрывается в рисунке целыми сюжетами. Так, одна девочка недавно нарисовала красивый кувшин, но … с пробоиной.
Очень важно, что во время рисования дети находятся на подъеме творческих и душевных эмоций, поэтому проблемы начинают решаться сами. Мы используем технику «Изображение болезни на листе», где после нарисованного дети на бессознательном уровне избавляются от нее, разрывая рисунок на мелкие кусочки.
Далее в своей работе психологи применяют методы релаксации, которые завершаются опять же рисунком в сопровождении специально подобранной музыки.
Один из методов психологической разгрузки, помогающий разорвать вакуум, в котором находятся дети на госпитальном этапе, – это приход в отделение театра кукол, музыкального работника, клоунов. К нам приходят из ВГУЭС, ДВФУ, Академии искусств, Школы искусств, из театра кукол, праздничных агентств. Успехом пользуются шоу профессора Николя. И замечательно, что есть такие неравнодушные люди. Очень здорово, когда такие встречи проходят не разово – они нужны нашей детворе, как воздух! Дети верят, что они нужны, их не забывают и хотят им помочь.
У нас был один пятилетний мальчик, поступивший из детского дома (здесь психолог не смогла совладать с эмоциями и на глаза навернулись слезы)… Сейчас его уже нет … Когда он увидел подарки, попросил показать человека, который их принес, чтобы просто сказать «спасибо!».
Дети здесь очень мудрые. Любимая форма психологического воздействия у них – игровая терапия (метод обучения через практические действия). Фактически им предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли в данном сюжете. Наша детвора очень любит играть в больницу. И, несмотря на свой недуг, частые болезненные манипуляции, которые им приходится испытывать, в процессе же игры они стараются не причинять «боли» своим «пациентам». Девчушки 4-5 лет делают мне в палате всевозможные «процедуры». В итоге из палаты выхожу вся в бинтах и пластыре. Дети хотят показать, что они меня вылечили, и очень рады этому. Им важно проигрывать такие моменты, чтобы привыкнуть и понять необходимость всего того, что с ними происходит во время выполнения назначений врача. При этом они стараются убедить себя, что все происходящее с ними – не больно.
В работе с детьми психологи широко используют составление сказки. Перспективность использования этого метода обусловлена следующим: художественный прием метафоры, на основе которого создаются сказки, наиболее доступен для восприятия ребенка. В то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так как затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее целостную структуру.
Особенно эффективно сочетание сказки с элементами арт-терапии, когда устанавливаются гармоничные связи с окружающим миром и с самим собой через искусство. Это укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арт-терапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка. И поэтому роль психологов в данном отделении особенно важна! Мы помогаем родителям объединяться, переживая и преодолевая совместными усилиями нелегкую проблему в их жизни, – болезнь ребенка. Помогаем детям каждый день проживать жизнь в ярких красках, абстрагироваться от болезни, жить по принципу "ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС", подумать о светлом будущем…
Выйдя из стен детского онкогематологического центра, я еще долго находилась под впечатлением беседы с психологом А.Н. Малышко и общения с больными детьми, которые, благодаря усилиям всех специалистов Центра, всех неравнодушных к ним людей, живут верой в завтрашний день, в свое выздоровление. И в голове одна только мысль: Дай вам Бог!
Татьяна Минеева,
врач Краевого центра медицинской профилактики.
т.241-39-57